Когда ж предаваться воспоминаниям, как не долгими зимними вечерами: за темным оконом стоит трескучий мороз и уныло воют волки, а в занесенной снегом хате тепло, уютно, в печке весело полыхает огонь, и ты не можешь оторваться от интерн... пардон, от починки старых сетей к весне?
...
Отчетов по вело-Германии в интернете много, но они как правило многословны как романы. Читать их может быть и интересно, но трудно докапываться до фактов, которые полезны для планирования собственного путешествия. Поэтому я решил сделать отчет, который будет полезен тому, кто едет в Европу впервые, и при этом будет максимально краток и информативен. В идеале что-то вроде справочника. Я не претендую на полноту обзора, просто постараюсь изложить то, что знаю.
Примите во внимание, что излагаемые факты относятся к 2009 году и многое может устареть. Особенно цены.
Я ездил на велосипеде в августе 2009г по Баварии, с заездом в Австрию и Швейцарию. Маршрут: Мюнхен-Аугсбург-Ландсберг- Фезн-Имменштадт-Брегенц(огибая озеро Бодензи)-Констанц-Пфуллендорф-Мемминген. Всего пройдено около 1050 км.
Велосипед гибрид RockMachine Crossride-500
Основное снаряжение: ремкомплект (несколько спиц, ключи, 2 камеры, велоаптечка), масленка, налобный фонарик, палатка, спальник, газовая плитка, металлическая посуда, 2-х-суточный паек.
ПерелетИз Украины в Мюнхен (и обратно) я летел самолетом Люфтганзы. Велосипед вез с собой в разобранном виде. В интернете есть несколько очень хороших статей с фотографиями как упаковать велосипед для перелета, чтобы минимизировать его габариты и риск повреждения. Колеса снимаются и скотчем приматываются по бокам задней вилки так что защищают дропауты и раму. Педали, петух с переключателем, руль и седло с подседельником снимаются, вставляются в пустоты рамы и там приматываются. Багажник кладется на верхнюю трубу. В переднюю вилку вставляется трнспортная заглушка. Вся эта конструкция оборачивается карематом, обматывется скотчем и всовывается в чехол.
Благодаря этому мой велосипед не испытал повреждений за оба перелета. Но вообще увидев, как происходит выгрузка багажа, понял, что, если везешь велосипед, надо выбирать автобус или поезд. Для велопутешествия по Европе достаточно добраться на автобусе до Польши, а там уже ехать своим ходом.
Провоз газовых баллонов в самолетах запрещен, так что если вы планируете готовить на газе во время путешествия, газ надо покупать по прилете.
Трабл по-украинскиНа сайте Люфтганзы было указано, что велосипед идет как спортинвентарь и потому за него доплачивать надо меньше, чем за обычный перевес, – 30 евро при условии что он разобран так, что попадает по габаритам. Однако перед регистрацией в бориспольском аэропорту в представительстве Люфтганзы мне предложили заплатить еще 20 евро сверху. На мой удивленный вопрос девушка ответила приблизительно следующее: это за квитинцию о доплате за велосипед, которую я вам выдам для предъявления на регистрации. Иного выхода не было. На регистрации я получил посадочный талон, на котором дополнительные 20 евро фигурировали в графе Handling (обработка). Чтобы исчерпать тему, сразу скажу, что на обратном пути из Мюхена в Киев я заплатил только положенные 30 евро, никаких дополнительных сборов с меня не взымали, и это при том что обратный билет был идентичен въездному (round-trip ticket). По возвращении я послал жалобу на сайте Люфтганзы. И дней через десять на мобильник мне позвонили из киевской Люфтганзы и объяснили, что этот сбор взымается официально и с ведома главного руководства компании. Почему на сайте компании об этом сборе ничего не сказано, а также и в вашей телефонной справочной, когда я узнавал о стоимости провоза велосипеда, мне ничего не сказали об этом? Это да – наша ошибка, за которую мы приносим извинения.
МюнхенЖить можно в кемпингах, раположенным прямо в городе. Я жил в The Tent (гугл поможет вам найти его сайт) и после последующих ночевок во многих других кемпингах имею все основания его рекомендовать.
Он расположен не очень далеко от центра – минутах в 30 на велосипеде, и при этом разбит в тихом и пустынном парке. Очень уютный. Там есть бесплатная кухня с газом, водой и посудой, где можно готовить из своих продуктов. Кроме того он был самый дешевый из всех прочих – 11 евро в сутки с лица, если стоять со своей палаткой. Также можно просто арендовать койку – это дешевле, или спать на деревянном полу в общей комнате – еще дешевле. В сущности это не кемпинг, а youth hostel – приют для бродячих студентов. Поэтому там каждый вечер весело, палят общий костер, пьют пиво и часто кто-нибудь весьма здорово играет на гитаре блюз. Обстановка дружественная, раскованная. Персонал может рассказать, где что найти в Мюнхене. Ресепшн (регистрация и размещение прибывших) круглосуточный, за исключением 2 перерывов.
Вложение:
Комментарий к файлу: The Tent, главная улица
i00145.jpg [ 132.99 КБ | Просмотров: 2501 ]
По Мюнхену очень удобно передвигаться на велосипеде. Там для этого сделано все – вело- дорожки, развязки, разметка, знаки и светофоры.
Вложение:
Комментарий к файлу: На перекрестке
P1150783.JPG [ 97.19 КБ | Просмотров: 2496 ]
Веломагазинов в Мюнехене не так много, как можно было бы ожидать при повсеместной велосипедизации. Самые крупные и популярные не намного больше соответствующих харьковских. Ассортимент конечно шире. Цены немного выше чем у нас.
Климат дождливый из-за близости Альп. Непривычная для харьковчан особенность та, что серьезный дождь может лить непереставая сутки. Поэтому нужна достаточно водоупорная палатка. Погода непредсказуемая. После дождя солнце может выглянуть из-за туч на пол-часа, а потом опять дождь припускает часов на 10. Из-за высокой влажности велосипедная цепь начинает ржаветь за 2-3 дня, если не смазывать.
Вложение:
Комментарий к файлу: Частый вид цепи на велосипеде в Мюнхене:
i00161.jpg [ 114.83 КБ | Просмотров: 2520 ]
КемпингСтоит от 11 до 14 евро за ночь с носа со своей палаткой. Сюда входит пользование туалетом и душем. Но я встречал и такое, что за душ надо платить отдельно поминутно через автомат. В санузле есть розетки с 220 вольт, где можно заряжать электронику. Как правило при кемпинге есть харчевня и продуктовый магазин.
В основном клиенты кемпинга это автомобилисты со своими домами на колесах. Палаток почти не встречается, может быть 1 или 2 – это редкие велосипедисты, путешествующие таким образом.
Ресепшн работает до 19-21 часов. Если вы прибыли, когда он уже закрыт, вы можете попробовать заехать на территорию и устроиться на свободном клочке, если это никому не мешает. Наутро надо заплатить, когда откроется ресепшн. Соблазн мелкого мошенничества, если и появится, может быть преодолен чувством удовлетворения от шикарного горячего душа перед отъездом.
Обычные гостиницы стоят от 40 евро.
Вложение:
Комментарий к файлу: Кемпинг
i00255.jpg [ 108.54 КБ | Просмотров: 2503 ]
Ночевка на обочинеКак говорил мне один немец велотурист, ночевка со своей палаткой вне кемпинга или другого специального места воспринимается окружающими неодобрительно. В то же время это не запрещено (если земля не частная), так что, если вы нашли укромное местечко где разбить палатку, то валяйте. Другое дело, что найти такое место в Германии, в которой сельская местность повсеместно или застроена или занята под поля, бывает не просто. Обычно все же можно найти какой-нибудь лесопарк под городом.
К примеру, в поездке по берегу Бодензи найти место сходу было просто невозможно: с одной стороны от дороги огороженные поля, а с другой частная земля с табличками. Так что часто требуется потратить немало времени и сил, отъезжая далеко в сторону от вашего направления в надежде, что где-то найдется более-менее подходящее место. А это проблематично, если уже недолго до сумерек и вы устали. В пользу кемпинга, вас также может склонить и то, что после целого дня вкручивания, вам наверное очень хочется встать под душ.
Но и кемпинги тоже есть далеко не везде, где может пролегать путь вашего велосипеда, так что поиск ночлега всегда рискует разрастись в приключение (или гемор, смотря что вы предпочитаете). Один раз я ставил палатку в пол-первого ночи из-за того, что дешевая гостиница, на которую я расчитывал, оказалась занята, а потом я долго блуждал в темноте по большому городу, прежде чем выехал из него.
Вложение:
Комментарий к файлу: Приютился в лесочке
P1130694.JPG [ 157.02 КБ | Просмотров: 2508 ]
ДорогиВ Германии обширная сеть велодорог, многие из которых проложены вдали от автомобильных. Поэтому чтобы хорошо ориентироваться вам надо достать велокарту региона. Она как правило продается в книжных магазинах. Весьма схематичная карта может быть добыта бесплатно в туристическом справочном бюро в центре каждого города (там же можно распросить про кемпинги и т.п.).
Несколько раз немцы мне говорили, что по автомобильной дороге, которая была на карте обозначена road with motorway characteristics (не самая важная), велосипедистам ездить запрещено. Т.е. запрет касается не только скоростных автострад, огороженных сеткой, с ограничением минимальной скорости, которые у нас почему-то именуют автобанами, но и дорог попроще. Один даже рассказал, как его самого оштрафовали за это.
Несмотря на это, сами немцы вблизи городов бывает проскакивают по шоссе. Т.е. ездить можно, но на свой страх и риск. Полицейских, которые стоят на дорогах и ловят, не бывает, вместо них телекамеры, но патрулирующие полицейские машины попадаются.
Часто вдоль шоссе идет велодорожка, хотя и не всегда. Но если у вас есть велокарта, у вас никогда не будет необходимости ездить по автодорогам, и вы сможете прокладывать свой маршрут по живописным местам вдалеке от выхлопов и пыли. Многие велодорожки асфальтированы, но бывают и мелко-гравийные а то и просто проселки.
Велодорог хотя и много, они пустынны. Между городами можно и пол-часа ехать и никого не встретить. Велосипедистов много только в городах. А уж велотуристов с рюкзаками совсем мало. При этом качество баварских велодорожек такое, что по ним можно ехать совершенно безопасно даже и в темноте, не боясь влететь в колдобину, - даже трещинки в асфальте редкость. Одним словом пестня.
Вложение:
Комментарий к файлу: Велодорожка между городами
P1020212.JPG [ 63.25 КБ | Просмотров: 2510 ]
В черте города велосипедистам запрещено ездить по автодороге, если рядом есть велодорожка. В любом случае на велосипеде нельзя ездить по пешеходным тротуарам и переходам. Однако если вы спешились и ведете велосипед рядом, то вы - пешеход.
На бензозаправках как правило есть компрессор для подкачки колес. Соврешенно бесплатный. Подъезжаете, приставляете пистолет компрессора на нипель и жмете кнопку.
Кстати, Google Map уже запустил поддержку веломаршрутов. Это пока работает для США только, но Европа, конечно, будет добавлено очень быстро. Так что можно будет или дома разработать и распечатать карту маршрута, или взять с собой что-то типа pocket pc и разбираться с маршрутом в процессе движения.
ПитаниеВелотурист (пост-)советской закалки может питаться в супермаркетах где-то от 10 евро в день. При чем это будет сносное питание. (Сказанное не есть закон для студентов. Как известно, студент может питаться на сумму, стремящуюся к нулю – в том смысле, что невозможно указать ее нижний предел.) В супермаркетах как правило есть отделы со свежеприготовленными салатами и закусками (как и у нас), только там выбор больше и приготовлено качественнее.
Рыбные консервы можно найти и за 60-70 центов коробка.
Хлеб дорогой и разнообразный. Пышки от 25 центов.
Самый дешевый напиток, дешевле пива и соков, - отличное молоко, натуральное. 1 литр с жирностью 3.8% стоит в границах 0.95-1.10 евро вместе с посудой, которую тут же можно сдать. Вообще молочные продукты представлены в огромном разнообразии. Насколько я помню дороже молока даже кока-кола - около 1,60 евро за 1,5л. Дешевле – простая вода и низкопробная газированная химия.
Что касается Баварии, то у меня сложилось впечатление, что, куда ни ткни на карте, в радиусе 5 км найдется хоть один супермаркет. В этом смысле (да и во многих других) разницы между городом и сельской местностью нету. Так что при наличии денег с голоду не умрете, куда бы вас не занесло. Но есть один
важный момент: в воскресенье все магазины включая и продуктовые закрыты. Поэтому перед воскресеньем надо тариться на 2 дня. Если же вы прогавили, кое-какую еду можно купить на автозаправках, благо они работают в режиме 7х24. Но там гораздо дороже.
В Германии можно сдавать использованные бутылки как стеклянные, так и пластиковые. Стеклянные стоят 15 центов, пластиковые – 25 (дороже из-за борьбы за экологию видимо). При каждом супермаркете есть пункт автоматической приемки – вы суете в окошко автомата бутылки (немытые), а в конце он выбивает вам чек. Этот чек вы можете использовать при оплате покупок или просто обналичить на кассе. Это не касается Австрии и, кажется, Швейцарии.
Кстати эти бутылки воруют на раз. В Мюнхене из флягодержателя у меня уперли 2 бутылки, один раз пустую, другой раз недопитую, пока я ходил в магазин. Вот вам и Германия! Нищета и упадок нравов...
Я брал с собой газовую горелку и это сэкономило мне какие-то деньги, я мог приготовить полуфабрикаты, купленные в том же супермаркете, кроме того всегда мог остановиться попить горячий чай. Сами же европейцы давно не возят с собой никакой кухни, т.к. там на каждом шагу есть рестораны и цены там вполне им по карману – можно пообедать от 20 евро.
АборигеныВ Германии иногда можно услышать немецкую речь, а так в основном говорят по-русски. Нет, в самом деле, я бывал в глухих деревеньках, но даже и там попадались русскоязычные эмигранты. Очень просто на вопрос на ломанном английском можно услышать в ответ приглашение говорить на русском. В первые же часы моего пребывания в Мюнхене паренек на улице на мой зачин: excuse me, could you… ответил: sorry, I’m from Ukraine. Оказался студент из Полтавы.
Почти все немцы могут общаться на английском.
Днем (да и вечером тоже) улицы небольших городов и сел пустынны. Бывает проблемой найти хоть кого-то, чтобы спросить дорогу.
RockMachine CrossRide 500Машина показала себя надежной. Ничего не сломалось, ничего не досаждало, хотя ездил с грузом кил в 20 (и во мне около 95 кил) не только по асфальту, а и по лесным дорогам из скального щебня в Альпах. Стоковый амортизационный штырь я задолго до поездки заменил на самый дешевый алюминиевый, а широкое седло втб на физик нисен. Попа не страдала. Физик это вещь. Жесткая и упругая вещь.
Тормозные колодки сгорели на альпийских спусках в момент. Пришлось купить новые по 5 евро пара.
Запасные спицы не понадобились.
Было 3 прокола, 2 из них в кемпингах. Стоковые шины неважные.
Вложение:
Комментарий к файлу: После трапезы у супермаркета. На руле кулёк с мусором, который будет выброшен в ближайший контейнер.
P1020210.JPG [ 107.25 КБ | Просмотров: 2520 ]