ХТ -туристичний форум України и велофорум Харкова |
Полная версия | Вход • Регистрация |
FAQ • Поиск |
Список форумов » Велофорум » Велосипедная технозона » Планетарки и синглспиды |
Пред. тема | След. тема Страница 1 из 2 [ Сообщений: 25 ] На страницу 1, 2, |
Начать новую тему | Ответить |
Версия для печати |
Как работает планетарка |
---|
Как работает планетарка |
ВладМур - Афанасий Никитин |
18.12.2009 15:42 |
Гайки,шестерёнки и всякие там пружинки мы уже покрутили-повертели:http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=20550-танцы с бубном закончились,начинаются хороводы с колокольчиками.
Теперь попытаемся узнать,так где же там прячутся,эти 3 скорости? Свои умозаключения по этому поводу я представляю на суд форумчан.Все схемы условны,без всякой привязки к размерам и внешнему виду-с ним можно ознакомиться в указанном выше топике. Итак: Вложение Что мы видим?А видим мы вот что-управляющий тросик ослаблен,включена 3-я,повышенная передача.Под действием пружин(на схеме их нет) и втулка-ползун 6,и внешняя звезда 7(названная мною ранее"солнечной") находятся в глубине втулки.В этом случае вращение от задней звездочки,закреплённой на промежуточном конусе 11 передаётся через шлицевое соединение втулке-ползуну 6.От него,через шестизубую шайбу 8-на корпус водила 3.В нём на своих осях сидят три планетарных шестерни 5.Вращение через оси передаётся шестерням,которые прокатываясь одной стороной по зубьям 4, расположенных на оси втулки 1(она неподвижна-закреплена в дропаутах),другой своей стороной приводят в движение внешнюю звезду 7 с повышающим коэффициентом.Далее вращение от внешней звезды 7 с помощью собачек трещётки 9 передаётся на корпус втулки 2.При этом собачки 10 на корпусе водила 3,свободно щёлкают,так как скорость вращения корпуса втулки 2 выше скорости вращения водила. Вот так(синим показано прилагаемое усилие,красными крестами отмечены зацепления,через которые оно передаётся): Вложение Теперь вытащим управляющий тросик наполовину полного хода-включим вторую(прямую) передачу: Вложение Под действием тросика втулка-ползун 6 сдвинулась наружу,войдя в зацепление через шлицы с внешней звездой 7 .При этом шестизубая шайба 8 вышла из зацепления с корпусом водила 3.В этом случае вращение от задней звездочки,закреплённой на промежуточном конусе 11 передаётся через шлицевое соединение втулке-ползуну 6.От него,через,опять же шлицевое соединение-внешней звезде 7,и далее,через собачки 9 на корпус втулки БЕЗ участия планетарных шестерён 5,т.е напрямую. Вложение Тут надо отметить,что планетарные шестерни по-прежнему входят в сцепление и с внешней звездой 7,и с зубьями 4.Внешняя звезда 7 приводит в движение планетарные шестерни ,те,в свою очередь,прокатываясь по зубьям 4 вращают водило 3 тем же коэффициентом скорости,как и при повышенной третьей передаче,только понижающим.Собачки 10 водила так же щёлкают,так как скорость вращения корпуса втулки выше скорости вращения водила. Проще говоря,и водило и планетарные шестерни крутятся вхолостую,бесполезно треща собачками. Ещё раз натягиваем тросик-включаем первую,пониженную передачу: Вложение Теперь тросик передвинул кроме втулки-ползуна 6 ещё и внешнюю звезду 7 наружу.При этом собачки 9 упёрлись в пологий буртик 12(я обозвал это место "парковочной зоной) на корпусе втулки и приподнялись,выйдя из зацепления с корпусом(скользят по парковочной зоне).Сейчас вращение от задней звездочки,закреплённой на промежуточном конусе 11 передаётся через шлицевое соединение втулке-ползуну 6.От него,через,опять же шлицевое соединение-внешней звезде 7,и далее на внешние стороны планетарных шестерён 5.Шестерни,своей внутренней стороной прокатываясь по зубьям 4 вращают водило 3,приводя его в движение через свои оси с указанным выше понижающим коэффициентом скорости.Водило передаёт своё вращение корпусу втулки через собачки 10. Вложение На этот раз у нас ничего не трещит в колесе-в тишине фигачим в гору |
Последнее сообщение |
Re: Как работает планетарка |
Миша - Дежурный по лагерю |
18.12.2009 16:48 |
вопрос ребром - можно ли сделать одну из передач "фикс" - глухую ?
|
Re: Как работает планетарка |
ВладМур - Афанасий Никитин |
18.12.2009 20:16 |
Миша писал(а) вопрос ребром - можно ли сделать одну из передач "фикс" - глухую ? Почему-то ждал такой вопрос .Чтож,посмотрим: Вложение Форма ответной части собачек №9 вполне позволяет это сделать.На заднем плане видны зубья собачек №10-те не подходят(одна сторона пологая) Дальше: Вложение Шлицы.В принципе,какая разница,толкать вел вперёд или тормозить-я думаю,выдержат.А вот собачки не подойдут-они работают на односторонний зацеп.Надо либо дорабатывать эти,либо изготавливать новые. Вложение Вложение Может,в последнем случае доработать корпус внешней звезды,на котором они крепятся?Например,сделать под новые собачки новые посадочные места,по типу такого,куда заходит хвостовик пружины нынешних собачек(фрезеровка поперёк ручья пружины)?А пружина(новая)будет ПОД новыми собачками в своём ручье и работать на ВЫТАЛКИВАНИЕ их? Тогда вроде получится повышенная и прямая передача-фикс,пониженная-со свободным ходом.Как там с тормозом-не прикидывал.На всяк случай-вес втулы в сборе сейчас-1.36кг. |
Re: Как работает планетарка |
Bill_Geits - Ермак |
11.10.2010 15:40 |
Миша писал(а) вопрос ребром - можно ли сделать одну из передач "фикс" - глухую ? У меня дружбан чет намутил с этой втулкой. Результат у него появилась нейтралка и задний ход |
Re: Как работает планетарка |
ВладМур - Афанасий Никитин |
11.10.2010 21:01 |
Bill_Geits писал(а) У меня дружбан чет намутил с этой втулкой. Результат у него появилась нейтралка и задний ход Вот:http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=21495 |
Re: Как работает планетарка |
Димдимыч - Ливингстон |
20.03.2011 13:42 |
Други, а может есть где-то в тырнетах таблица по КПД планетарок на разных передачах? Или хотя бы основные принципы, типа, прямая передача - 100% (или близкое к этому значению), и что происходит с КПД (и в каких пределах) при повышении или понижении передачи?
Конкретно у меня Нехус-8, хочу расчитать выбор звезд с таким расчетом, чтобы 4-я (прямая) использовалась как основная. Заодно, может кто знает, какая наименьшая звезда для этой втулки производится? |
Re: Как работает планетарка |
vovan - Христофор Колумб |
21.03.2011 00:55 |
Димдимыч писал(а) Други, а может есть где-то в тырнетах таблица по КПД планетарок на разных передачах? Или хотя бы основные принципы, типа, прямая передача - 100% (или близкое к этому значению), и что происходит с КПД (и в каких пределах) при повышении или понижении передачи? Конкретно у меня Нехус-8, хочу расчитать выбор звезд с таким расчетом, чтобы 4-я (прямая) использовалась как основная. Заодно, может кто знает, какая наименьшая звезда для этой втулки производится? Посмотри в моей теме предпоследнее сообщение на первой странице. Там есть графики по КПД в зависимости от мощности. Сам катаю на Альфине, тот же Нексус по передаточным числам. Вообще у нее пятая прямая, конкретно по Альфине данных по КПД по передачам не видел. Но стремление катать на прямой передаче правильное - подтвержено моей двухгодичной практикой. Причем иногда легче забраться в горку на прямой в силовом стиле, чем крутить по "правильному". На планетарке таки зависимость КПД от передачи по ощущениям значительная. Самая маленькая звезда на нее - 16, меньше не влезет просто, у меня есть 16 и 18. 18 ставлю в начале сезона и для плохих дорог, 16 - для хорошей дороги и формы. Передняя - 38. Но у меня найнер, тут все индивидуально - смотря какой вел и под какие задачи. |
Re: Как работает планетарка |
Димдимыч - Ливингстон |
24.03.2011 00:01 |
vovan писал(а) Там есть графики по КПД в зависимости от мощности. Не совсем понял суть этого графика. На какой передаче велись замеры? Мне кажется, график по КПД должен выглядеть более ступенчато. Тем более если максимальное значение КПД находится в середине "коробки", график должен иметь совсем иной вид. П.С.: да, перепутал, прямая передача все же 5-я; 4-я включается при настройке тросика. П.П.С.: а велосипеда на примете, и даже колеса пока никакого нет, просто втулка лежит и руки чешутся. |
Re: Как работает планетарка |
vovan - Христофор Колумб |
24.03.2011 12:58 |
Димдимыч писал(а) Не совсем понял суть этого графика. Читаем внимательно. vovan писал(а) Там есть графики по КПД в зависимости от мощности. Этот график при вдумчивом рассмотрении говорит лишь о том, что механические потери в велосипедной планетарке есть величина условно постоянная, а значит при увеличении мощности КПД возрастает. Что собственно и подтверждается практикой - мне лично проще на планетарке при езде в горку вломить хорошо, чем раскручивать правильный каденс - в итоге затраты энергии будут меньше (измерения не проводил, но все реально - с пульсомером). График зависимости КПД от передачи не встречал, но по ощущениям зависимость такая - чем больше передаточное отношение отклоняется от 1 - тем меньше КПД. Причем это справедливо как в сторону понижения, так и повышения. Интуитивное правило выбора звезд - если большинство затяжных горок у вас на пути берутся на пятой (прямой) передаче - все правильно. |
Re: Как работает планетарка |
Димдимыч - Ливингстон |
25.03.2011 01:12 |
vovan, спасибо, теперь ясно.
|
Re: Как работает планетарка |
Baiker - Георгий Седов |
26.10.2012 18:58 |
http://uabike.com/article/iron/test_pla ... ter_8.html Железо Тест планетарной втулки Shimano inter 8- неплохо описана работа планетарной втулки.
|
Re: Как работает планетарка |
rast gasser - Филипок |
16.01.2013 19:44 |
здравствуйте, вопрос такой- как регулируется планетарка понимаю что тросом может где-то видео можна найти
|
Re: Как работает планетарка |
ANDYBAZ - Юрий Сенкевич |
17.01.2013 17:58 |
rast gasser писал(а) понимаю что тросом может где-то видео можна найти Поройся здесь - http://velobig.ru/fm/viewtopic.php?f=9& ... b7753c26a6 Может чего и найдешь... |
Re: Как работает планетарка |
ANDYBAZ - Юрий Сенкевич |
11.02.2013 16:02 |
Вдруг кому интересно - http://sdrv.ms/U9C0K7
Автор статьи - СКОБАРЬ с ресурса "ВелоПитер", надеюсь не заругается... |
|
Начать новую тему | Ответить |
На страницу 1, 2, Страница 1 из 2 [ Сообщений: 25 ] Пред. тема | След. тема |
Список форумов » Велофорум » Велосипедная технозона » Планетарки и синглспиды |
Полная версия |
mishael © 2003-2021 Veliki - ������������� ����������. |